В традиционном искусстве часто используются такие техники, как затушёвка, штриховка и перекрёстная штриховка, чтобы добиться диапазона тонов от чисто белого до чисто чёрного и всего, что между ними.
Техника светотени
Другая техника, известная как светотень, часто использовалась в эпоху барокко для создания драматических и визуально впечатляющих эффектов путём манипулирования светлыми и тёмными тонами.
Сочетание ярких белых и тёмных тонов создаёт мощный визуальный эффект. Одним из самых известных мастеров, использовавших эту технику, был Караваджо, прославившийся своими сценами со свечами и захватывающими дух композициями.
Пример техники светотени: Караваджо, «Усекновение главы Иоанна Крестителя»
Картины Караваджо, написанные маслом, такие как «Усекновение главы Иоанна Крестителя», показанная ниже, славятся сильным контрастом между светлыми и тёмными тонами.
Источник света, падающий на лицо женщины, создаёт яркий фокус, а самые тёмные тона вызывают ощущение драматизма.
Пример техники светотени: Письмо Святого Иеронима -Караваджо
Техника светотени также прослеживается в знаменитой картине Караваджо «Святой Иероним за письмом», где ярко выражен контраст между тёмно-чёрным фоном и более светлыми тонами на переднем плане.