Пространство в искусстве обычно делится на две категории: положительное и отрицательное пространство.
И то, и другое может способствовать реалистичному изображению объектов на картине, а также созданию оптических иллюзий. Однако художники обычно уделяют больше внимания изображению положительного пространства.
Правильный баланс между положительным и отрицательным пространством имеет решающее значение для достижения визуальной целостности работы.
Позитивное пространство
Положительное пространство в искусстве — это фактические контуры изображаемого объекта, то есть пространство, которое он занимает на плоскости произведения искусства.
Любое произведение искусства, которое вы можете представить на этом месте, является примером использования положительного пространства.
На примере изображения ниже обратите внимание на то, что корзина с фруктами имеет чёткий контур по всему занимаемому ею пространству.
В этом случае вокруг каждого фрукта нет отдельного негативного пространства, но их сочетание создаёт позитивное пространство.
В обратном случае всё, что не занято контурами фруктов и корзины, считается негативным пространством.
Негативное пространство
Негативное пространство в искусстве — это всё, что окружает основной объект (объекты).
Негативное пространство так же важно, как и позитивное. Как и в джазе, ноты, которые не играют, имеют такое же значение, как и те, которые играют.
Чтобы создать негативное пространство, художники манипулируют пространством вокруг изображаемых объектов. Иногда художники скрывают другие изображения или послания в негативном пространстве своих работ.
Работы Рене Магритта — прекрасный пример того, как художники используют как негативное, так и позитивное пространство. Он часто вырезал силуэты людей или предметов в негативном пространстве рядом с их позитивными вариациями.