Наиболее распространёнными способами создания иллюзии пространства в искусстве являются перспектива, наложение, размер, расположение, цвет и детализация.
Все эти инструменты вносят значительный вклад в создание пространства, но у каждого из них есть недостатки. Художники часто используют сразу несколько инструментов для достижения желаемого результата.
- Перспектива
Одним из самых популярных способов передачи пространства в искусстве является использование перспективы.
Перспектива — это искажение контуров объекта таким образом, чтобы подразумевалось реальное трёхмерное пространство, в котором находится объект.
Картина Андреа Мантеньи «Оплакивание Христа» — отличный пример использования перспективы для передачи пространства.
«Оплакивание Христа» (1480) Андреа Мантеньи как пример пространства, создаваемого перспективой.
Чтобы создать иллюзию глубины пространства на плоской поверхности холста, Мантенья радикально искажает и укорачивает тело Христа. Он изображён так, что Его ноги обращены к зрителю, а остальная часть тела быстро уменьшается в размерах.
Хотя в двух измерениях тело выглядит квадратным и непропорциональным, наш мозг распознаёт перспективу, в которой оно находится.
- Перекрытие
Наложение — один из самых простых способов создать пространство для художника.
Чтобы создать иллюзию трёхмерного пространства, положительное пространство объекта A должно располагаться над объектом B, частично закрывая его. Таким образом, объект B будет казаться находящимся дальше от наблюдателя, чем объект A.
Голландский художник М. К. Эшер часто использовал наложение в своих работах, чтобы создавать запутанные и сложные изображения зданий, лестниц и механизмов, видимых сразу с нескольких точек зрения.
1/2 Искусство невозможного: МК Эшер и я — тайное знание
- Размер или масштаб
Этот способ организации пространства для творчества интуитивно понятен. Как правило, человеческий глаз воспринимает более мелкие объекты как находящиеся дальше от нас, а более крупные — как находящиеся ближе.
Художники намеренно делают некоторые фигуры меньше или, наоборот, раздувают их, чтобы изменить расстояние до зрителя и создать более глубокое трёхмерное пространство.
Анонимная работа XV века «Идеальный город» — один из старейших и наиболее известных примеров одноточечной линейной перспективы и прекрасный пример использования масштаба для передачи глубины.
Обратите внимание, что здания позади кажутся меньше, чем колонны перед нами. И что люди уменьшаются в размерах по мере удаления в космос.
Это отличный пример использования перспективы, наложения, размера или масштаба, а также расположения для создания иллюзии трёхмерного пространства.
«Идеальный город» (ок. 1480–1484), приписываемый Фра Карнавале, как пример размера или масштаба в пространстве.
- Размещение
Объекты, расположенные выше на двумерной плоскости, обычно воспринимаются как находящиеся дальше.
Это можно увидеть уже в средневековой живописи, где масштаб объектов одинаков, но их расположение указывает на физическое пространство.
На знаменитой картине Гюстава Кайботта «Парижская улица в дождливый день» можно заметить, что здания и люди на заднем плане расположены намного выше, чем фигуры людей на переднем плане.
«Парижская улица; дождливый день» (1877) Гюстава Кайботта; пример размещения в пространстве.
- Цвет и значение
Цвет и светотень необходимы для создания достоверного ощущения пространства на плоской поверхности картины.
Чтобы создать иллюзию глубины, можно использовать атмосферную перспективу, тональность, контраст и насыщенность.
Примеры того, как можно создать иллюзию глубины с помощью атмосферной перспективы, тональности, контраста и насыщенности.
Атмосферная перспектива: используйте более холодные и светлые цвета для объектов или элементов на заднем плане, чтобы они казались более удалёнными, а более тёплые и тёмные цвета для объектов на переднем плане, чтобы они казались ближе.
Контрастность: увеличьте контраст между светлыми и тёмными областями на переднем плане, чтобы объекты казались ближе, и уменьшите контраст на заднем плане, чтобы объекты казались дальше.
Цветовой контраст и насыщенность: увеличьте насыщенность и контрастность цветов на переднем плане и уменьшите насыщенность и контрастность на заднем плане, чтобы подчеркнуть глубину.
В работах знаменитого американского реалиста Эдварда Хоппера можно увидеть использование всех трёх упомянутых выше принципов.
«Газ» (1940) Эдварда Хоппера; общественное достояние, как пример цвета и значения в пространстве.
- Подробно
Другой способ манипулировать пространством в искусстве — правильно использовать детали и текстуры изображаемых объектов.
Посмотрите на окружающие вас предметы: даже если у вас идеальное зрение, вы заметите больше деталей на обложке книги, которая лежит рядом с вами, и гораздо меньше — на той, которая находится в сотне метров от вас.
Чтобы воспроизвести это в своём рисунке, добавьте больше деталей и текстур к объектам на переднем плане и уменьшайте их по мере удаления на задний план.
Например, в картине Винсента Ван Гога «Красный виноградник в Арле» детали используются для создания иллюзии глубины и чтобы маленькие фигуры казались дальше от зрителя.
У фигур, изображённых перед нами, нет черт лица, но, тем не менее, вы можете рассмотреть их головы и одежду гораздо лучше, чем фигуры на заднем плане.
«Красный виноградник в Арле» (1888) Винсента Ван Гога; общественное достояние, пример проработки деталей в пространстве.