Термин «форма искусства» имеет два значения. Форму как один из элементов искусства не следует путать с семью формами искусства, иными словами – категориями художественного выражения, определяемыми комплексами практик.
Каждая форма искусства формируется с помощью множества специфических техник, материалов, навыков и выразительных средств.
Концепция семи форм искусства в ее современном понимании является относительно новой в ходе человеческой истории. Вплоть до позднего Средневековья живопись и скульптура рассматривались как простые ремесла и не ценились так высоко, как сегодня.
Слово «искусство» применялось к дисциплинам, которые изучались в университетах, а не в грязных художественных мастерских.
Семь форм искусств Средневековья, также известные как свободные искусства, были грамматика, логика, риторика, арифметика, астрономия, геометрия и музыка. По мере развития идеи уникального художественного таланта, творческие выражения приобрели большее уважение.
Семь форм искусства:
- Рисование
- Скульптура
- Литература
- Архитектура
- Театр
- Музыка
- Кино
Хотя различие между формами искусства очевидно, необходимо сказать, что эти формы могут пересекаться и дополнять друг друга, особенно в области современного искусства.
Хорошим примером взаимодействия нескольких видов искусства является творчество южноафриканского художника Уильяма Кентриджа. Кентридж объединяет анимацию, театр, движущиеся механизмы и скульптуры для создания своих ошеломляющих инсталляций.
Парадокс формы
Несмотря на то, что определение формы ясно и понятно, его практическая сторона может быть гораздо сложнее.
Живопись обычно считается плоской. Скульптуры, напротив, являются трехмерными формами и могут иметь либо рельефную форму, возвышающуюся на плоском фоне, либо круглую, будучи отдельно стоящим произведением, которое можно рассматривать со всех сторон.
Однако известные художники часто разрушают барьер между живописью и скульптурой, формой и видом в искусстве.
Американский абстрактный экспрессионист Джей Дефео провел восемь лет, нанося слои масляной краски на деревянную конструкцию. Результат был монументальным: трехметровая конструкция технически все еще является картиной, но ее толщина и текстура предполагают скульптурные качества.
«Роза» Джея ДеФео
Дефео был не единственным художником, стремившимся размыть границы формы.
Другие примеры сочетания живописи и скульптуры можно найти в работах Джексона Поллока. Для создания фактурного трехмерного пространства на своих холстах Поллок часто использовал нетрадиционные материалы, такие как камни и песок, смешанные с жидкой краской.
Элемент формы – основные выводы
Форма — один из семи элементов искусства, которые имеют решающее значение для художественного выражения. Всякая форма — это трехмерное представление, которое обязательно включает три ключевые характеристики: высоту, ширину и глубину.
Термин «трехмерная форма» в искусстве применим не только к скульптуре, но и к живописи: форму можно передать с помощью света, тени и перспективы.
Формы искусства существуют в двух возможных вариациях: геометрические формы, состоящие из простых геометрических фигур, или органические, со свободными линиями, подобными тем, что встречаются в природе.