Мощное произведение уличного искусства под названием «Мягкий, мягкий Запад» британского уличного художника Бэнкси появилось на стене здания в Бристоле, Англия.
Поверните часы на 20 лет назад, и упоминание «уличного искусства» может вызвать в памяти такие слова, как «граффити» и «вандализм». Но за последнее десятилетие или около того этот публичный жанр значительно завоевал признание и признание. В некоторых случаях также появилась монетизация, которая не позволила нескольким талантливым людям попасть в образ голодающего художника.
В 2021 году картина уличного художника Бэнкси была продана на аукционе за 20 миллионов долларов. Это далеко от ранних дней классического нью-йоркского андеграундного граффити 1970-х и 80-х годов. Но жанр претерпел изменения, превратившись из «частного языка», который был заведомо незаконным и не обязательно предназначался для понимания всеми зрителями, говорит профессор. Пол Гоф, директор и вице-канцлер Университета искусств Борнмута и автор книги «Бэнкси: наследие Бристоля».
Среди ранних практиков уличного искусства были французский художник Блэк ле Рат, Жан-Мишель Баския, чьи работы, по мнению Artnet, «в значительной степени ответственны за продвижение художников-граффити в сферу нью-йоркской галерейной сцены» и Кит Харинг. Их работы иллюстрируют тот факт, что уличное искусство «уходит корнями в революционные практики тех, кто отождествлял себя с различными субкультурами, связанными с классом, расой или полом», как объясняет Джессика Маккуин, младший куратор Saatchi Art.
Сегодня политика по-прежнему в значительной степени присутствует, и, конечно, граффити и вандализм все еще случаются, но как форма искусства, уличное искусство теперь часто оплачивается, заказывается или, по крайней мере, разрешается. Музей уличного искусства в Амстердаме называет это «важным контркультурным движением, которое можно найти по всему миру». Это зависит от конкретного сайта, и художник учитывает физический контекст, в котором он создается. Помимо граффити, уличное искусство связано с мурализмом, неограффити и городским искусством, и есть много способов выразить это.
«Определения немного неуловимы», — говорит Гоф. И они, вероятно, не помогают. «Это демократично. Это последнее слово об уличном искусстве. Это для всех «.
И это часть его силы. По его словам, уличное искусство доступно пространственно и визуально людям, которые, возможно, никогда не заходили в галерею или музей.
Вместо того, чтобы пытаться определить, чем является уличное искусство, а чем нет, посмотрите на некоторые недавние работы современных уличных художников, чтобы получить представление о его широте. Вот шесть мощных и провокационных примеров уличного искусства – они едва касаются поверхности.
- Dugudus’ Paris Commune
Поговорим о революционных корнях – французский художник Дугудус установил на ступенях площади Луизы Мишель 50 вырезанных коммунаров в натуральную величину в честь 150-летия Парижской коммуны. Согласно BBC, в результате трехмесячного восстания, начавшегося 18 марта 1871 года, Парижская коммуна привела к тому, что народные комитеты управляли столицей, а официальное правительство было сослано в Версаль. - Falko One’s Elephants
Уличное искусство известно своей связью с городскими пространствами, и художник Falko One начал рисовать в Кейптауне, Южная Африка, в конце 1980-х годов. Но именно во время рисования в маленькой деревне в Дакаре, Сенегал, он наткнулся на своих фирменных разноцветных слонов. В отдаленных местах его игривые фрески «преображают и оживляют деревни и города», сообщает Culture Trip. - Красочные тезисы Майи Хаюк
Известная массовыми абстрактными уличными работами с подробными и замысловатыми узорами, художница-феминистка Майя Хаюк отказывается работать с галереями, в которых представлено менее 10 процентов женщин-художников. «Расплавьте оружие», ее фреска 2013 года в Восточном Лондоне, продемонстрировала ее фирменный стиль, который визуально привлекателен, но имеет «более глубокий политический подтекст», согласно журналу Artsper. - «Большая мать» Стика
Уличное искусство не обязательно должно быть сложным или запутанным, чтобы быть значимым, но быть огромным не повредит. Показательный пример – известная «Большая мать» художника Стика, 13-этажная фреска, ранее размещавшаяся на стене башни социального жилья Чарльза Хокинга в Лондоне. Согласно веб-сайту Stik, это был «символ протеста против разрушения социального жилья», сообщение, которое приобрело дополнительную остроту, когда его здание было снесено. - Взломы знаков Клета Абрахама
Клет Абрахам, известный под именем Клет, — художник из Флоренции, Италия, который добавляет юмора и смысла существующим уличным знакам. В отличие от наклеек, которые могут покрывать поверхность, он гармонирует со своими «холстами». Тем не менее, его работы затрагивают и серьезные темы, такие как «Я не могу дышать», о котором он заявляет на своем веб-сайте: «Еще раз, человек умер под тяжестью власти». - «Achoo» Бэнкси
Этот список не может закончиться без работы Бэнкси, художника-загадки, чья биография в Instagram называет его «переоцененным художником граффити». В разгар пандемии COVID-19 Бэнкси нарисовал это изображение чихания на стене дома в Бристоле, Англия. Гоф отмечает, что в темные времена, например, в условиях карантина, уличные художники могут что-то вернуть людям.