«Наводя мосты» Лоренцо Куинна стала изюминкой 58-й Венецианской биеннале в 2019 году в Венеции, Италия. Шесть пар рук высотой 49 футов (15 метров) образовали арочный мост через венецианский водный путь, представляя универсальные ценности мудрости, надежды, помощи, веры, дружбы и любви.
Такого рода влияние не стоит недооценивать. И это подкреплено 127-летней историей с очень небольшими перерывами. Первая и Вторая мировые войны привели к отмене Венецианской биеннале в 1916, 1918, 1944 и 1946 годах. В 2021 году выставка была перенесена на 2022 год из-за пандемии COVID-19. Единственный другой срыв Биеннале произошел в 1974 году, когда проводились мероприятия, связанные с Биеннале, но, в знак солидарности с нацией Чили, полноценная выставка не была проведена. (Итальянские коммунисты в комитете Биеннале сочувствовали тем, кто в Чили после переворота сверг диктатора генерала. Называемая Венецианской биеннале (произносится как «Би-а-на-лей»), эта художественная феерия — нечто большее, чем просто выставка искусства мирового уровня.
«Биеннале определяет тенденции в искусстве и может поднять и изменить карьеру людей или взгляды на современные художественные движения по всему миру», — говорит Миранда Кайл, менеджер программы в области искусства и культуры the Atlanta BeltLine.
Такого рода влияние не стоит недооценивать. И это подкреплено 127-летней историей с очень небольшими перерывами. Первая и Вторая мировые войны привели к отмене Венецианской биеннале в 1916, 1918, 1944 и 1946 годах. В 2021 году выставка была перенесена на 2022 год из-за пандемии COVID-19. Единственный другой срыв Биеннале произошел в 1974 году, когда проводились мероприятия, связанные с Биеннале, но, в знак солидарности с нацией Чили, полноценная выставка не была проведена. (Итальянские коммунисты в комитете Биеннале сочувствовали тем, кто в Чили после переворота сверг диктатора генерала. Аугусто Пиночет у власти).
Первая биеннале открылась 30 апреля 1895 года в честь годовщины серебряной свадьбы короля Италии Умберто I и королевы Маргариты ди Савойя. Город Венеция хотел организовать биеннале (что означает каждые два года), и освещение искусства имело смысл, поскольку город славился своими выставками. Первая выставка включала 516 произведений искусства — 188 итальянцев, а остальные художники из 14 других стран. Выставка имела большой успех. К моменту ее окончания ее посетило более 224 000 человек. Это много людей, и это продемонстрировало, что венецианская выставка произведений искусства со всего мира может привлечь туристов и стать местом назначения.
Среди уникальных особенностей биеннале — ее масштаб, и есть несколько частей, которые составляют целое:
Международная художественная выставка, расположенная в парке Джардини, у Центрального павильона (место проведения оригинальной биеннале);
Арсенал (бывший судостроительный комплекс, присоединенный к Биеннале в 1980 году);
национальные павильоны, в которых представлены работы художников определенной страны (страны начали строить свои собственные павильоны еще в 1907 году — сейчас их 29); и
сопутствующие выставки — независимые работы, часто созданные группами, организациями или учреждениями, которые обычно выставляются в Джардини или Арсенале.
Кто курирует биеннале?
Куратором биеннале является один художественный руководитель, который выбирает тему выставки. 59-я выставка 2022 года проходит с 23 апреля по 27 ноября, ее куратором является Сесилия Алемани, директор и главный куратор High Line Art в Нью-Йорке. Алемани — первая итальянка, ставшая куратором биеннале. Это «своего рода бонус», — говорит Кайл.
«Настоящий ключ здесь в том, что Сесилия великолепна», — добавляет она. «У нее исключительное видение современного искусства, особенно удивительного искусства, которое, возможно, остальной мир искусства еще не понял. Во многих случаях это следующая захватывающая вещь. Она владеет тремя языками и погружена в современные художественные движения по всему миру. Назначение ее куратором было также блестящим, потому что она эксперт в области публичного искусства. Она может специально создавать переходные пространства для того, чтобы люди могли ориентироваться и ощущать город».
Темой выставки Алемани выбрала название детской книги художницы-сюрреалистки Леоноры Каррингтон «Молоко грез» (по-итальянски «Латте деи Согни»). Согласно New York Times, ее вдохновили истории, картины и идеи трансформации, представленные в книге. Затем она организовала выставку Биеннале, посвященную трем темам трансформации (вдохновленным художниками) — представление о том, как тела могут трансформироваться; отношения между людьми и технологиями; и связь между телами и Землей. В этом году большинство художников — женщины или люди, не соответствующие гендеру. Более половины художников никогда раньше не были на Биеннале, а пять стран впервые примут участие в национальных павильонах: Камерун, Намибия, Непал, Оман и Уганда.
«Я скажу кое-что противоречивое: я не думаю, что кто-то, кто не был матерью, выбрал бы [такую тему]», — говорит Кайл. «Я думаю, Сесилия определенно ссылается на свой собственный материнский опыт, а идея материнства универсальна для всей творческой сферы. Даже если это не биологический ребенок, вынашивание и выдвижение идеи определенно ощущается как трансформационный труд».
Кайл считает, что последние несколько лет продемонстрировали миру, как важно процветать, воспитывать и быть воспитанным.
«Будь то ваши идеи, другие люди или вы сами, я чувствую, что ее понимание этих тем является ответом на то, чему научили нас последние несколько лет», — добавляет она.
В прошлом за семь месяцев Биеннале посетило более полумиллиона посетителей. Кайл считает, что комитет Биеннале сделал правильный выбор, выбрав Алемани первым куратором биеннале после пандемии.
«Это восходит к области знаний Сесилии, публичному искусству», — говорит она. «Я думаю, что мы увидим биеннале, не похожее на то, что мы видели раньше, именно потому, что у нее будет острое чувство нашей общей общности, как только она познакомится с этим городом».
И придут ли люди?
«Мы только что видели рекордную толпу в Лос-Анджелесе на ярмарке Frieze», — говорит Кайл. «Я представляю, что это будет сумасшедший дом. Я думаю, что все пойдут».
Теперь это вычурно
Любой, кто хочет (и может попасть в Венецию), может посетить биеннале. Билеты относительно доступны по цене 25 евро (около 27 долларов) и всего 10 евро (около 10,81 доллара) для студентов. Но это только для художественной выставки. Также доступны билеты на архитектурную выставку, а также на кинофестивали, танцевальные, музыкальные и театральные фестивали. Выставка также предлагает карту биеннале с различными уровнями и преимуществами.