Основатель и президент Freeport в штате Делавэр Фриц Дитл не называет ни одного из художественных сокровищ, хранящихся внутри невзрачного здания с плоской крышей, которым он управляет недалеко от межштатной автомагистрали 95 в Ньюарке, штат Делавэр, за исключением того, что 36 000 квадратных футов (3 344 квадратных метра) складских помещений содержат широкий ассортимент картинскульптуры и другие предметы, от древних до современных. «Если это можно назвать искусством, то оно на моем складе», — объясняет он.
Дитль, уроженец Австрии, старается не раскрывать слишком много подробностей об объекте, который он описывает как «меньше художественного музея и больше крепости». Это означает высокую степень физической и кибербезопасности, а также тщательно контролируемую внутреннюю среду, которая стремится поддерживать температуру 70 градусов по Фаренгейту (21 градус по Цельсию) при относительной влажности 50 процентов, что, по мнению ученых и реставраторов, идеально подходит для сохранения произведений искусства. Даже погрузочная платформа нагревается и охлаждается с высокой точностью. Коллекционеры произведений искусства и высококлассные инвесторы, а также галереи, художники и учреждения, платят за безопасное и незаметное хранение.
На складе то, что Дитл называет «музейными условиями», только еще лучше. «Когда в музей приходят тысячи людей, климат быстро становится очень нестабильным, особенно в дождливый день», — объясняет он. «У вас есть скачки влажности и температуры. В нашей среде, очевидно, у нас нет людей, которые просто заходят «.
Напротив, когда клиенты хотят посмотреть на свои работы, их проводят в специальный зал для просмотра с климат-контролем. Их произведения искусства, которые отслеживаются в цифровом виде с помощью штрих-кодов и защищенной базы данных, извлекаются и отображаются для их просмотра.
Помимо сохранения произведений искусства, Делавэр Фрипорт имеет и другие преимущества для инвесторов в искусство. В отличие от Нью-Йорка или Калифорнии, в Делавэре нет налога с продаж, и он расположен в федеральной зоне внешней торговли (ЗСТ), так что покупателям китайского искусства и предметов старины или британских и немецких литографий и художественных фотографий не нужно платить тарифы, введенные администрацией Трампа. То есть до тех пор, пока произведения искусства не покинут фрипорт.
Фрипорт штата Делавэр — лишь одно из многих таких хранилищ с высоким уровнем безопасности, разбросанных по всему миру, в отдаленных районах от Швейцарии до Сингапура. Большая часть ценного мирового искусства не выставлена в музеях или на стенах особняков богатых коллекционеров. Вместо этого они хранятся вне поля зрения в невзрачных складских помещениях, расположенных в специальных торговых зонах, где владельцы картин и скульптур могут избежать уплаты налогов и импортных пошлин, а также, если пожелают, оградить себя от нежелательного внимания.
В некотором смысле «Фрипорты — это эквивалент счета в швейцарском банке», — объясняет Джон Заробелл. Он бывший куратор музея, а ныне профессор и заведующий кафедрой международных исследований в Университете Сан-Франциско, и автор этой онлайн-статьи YaleGlobal от февраля 2020 года о фрипортах.
Некоторые пользователи freeport — это «люди, которые просто не хотят, чтобы другие знали, что у них есть эти активы», — объясняет Заробелл. «Если бы они демонстрировали это в своих квартирах, кто-то мог бы спросить: » Разве это не Пикассо на стене? Как вы получили 50 миллионов долларов? «
Концепция фрипортов восходит к 1800-м годам, когда они были разработаны как способ отсрочить расходы на уплату пошлин и налогов на запасы импортных товаров, пока товары действительно не найдут прибыльного применения, объясняет Заробелл.
«Идея заключалась в том, что у вас есть товар, который вы по какой-то причине не можете вывести на рынок прямо сейчас», — говорит Заробелл. «И поэтому вы храните его в месте, где оно сохранит свою ценность, но вы не будете облагаться налогом прямо сейчас. Поэтому, когда они вывозят это из фрипорта, это облагается налогом «.
Однако в последние годы фрипорты стали играть все более важную роль в растущем бизнесе покупки, продажи и инвестирования в ценные произведения искусства. Сообщается, что в женевских свободных портах хранится более миллиона произведений искусства — в несколько раз больше, чем коллекция парижского Лувра, самого посещаемого музея в мире. Редактор BBC по искусству Уилл Гомперц описал объект как «величайшую коллекцию произведений искусства, которую никто не может увидеть». Как сообщала New York Times в 2016 году, в его инвентаре были работы художников от Леонардо да Винчи, Эль Греко и Ренуара до Энди Уорхола.
Но женевский объект также пережил споры. В прошлом, например, он использовался для незаконного оборота археологических ценностей, в том числе финикийских, этрусских и римских предметов, согласно презентации 2016 года, представленной руководителями объекта. В том же году швейцарский прокурор изъял картину Модильяни, которая стала предметом продолжающегося судебного спора в США, связанного с утверждением, что она была украдена нацистами у еврейского арт-дилера в 1944 году. По словам Заробелла, швейцарские чиновники теперь тщательно изучают предметы искусства, которые поступают на объект и вывозятся из него.
Заробелл говорит, что во фрипортах по всему миру может быть много произведений искусства, которые исчезли из поля зрения общественности и местонахождение которых неизвестно. «Есть много вещей, которые просто исчезают, верно», — говорит он. «И мы не знаем, сколько из них было уничтожено во время Второй мировой войны или действительно может находиться во фрипорте».
В Делавэрском Свободном порту Дитл говорит, что в инвентаре нет никакой тайны, что касается правительства. «Все, что находится в моей зоне внешней торговли, регистрируется таможней США», — объясняет он, добавляя, что официальные лица также будут следить за этим. «Они приходят на склад и проверяют, что эти предметы все еще там и не были удалены».
Он также тщательно следит за тем, с кем ведет дела. «Если бы кто-то действительно хитрый пытался проникнуть на мой склад, я бы его не впустил», — говорит он. «Мы проводим тщательную проверку того, кто является нашими клиентами. Я знаю своих клиентов. Они настоящие люди «.
Спрос на фрипорты отчасти обусловлен превращением искусства в альтернативный инвестиционный инструмент. (Как отмечается в этой статье в The Balance, искусство может служить защитой от факторов, влияющих на инвестиции в фондовый рынок.) Но Дитл говорит, что большинство арт-инвесторов привлекает их интерес к искусству и художникам, а не финансовая стратегия. «Я не знаю ни одного коллекционера и инвестора, у которого не было бы страсти к искусству», — объясняет он.
Бесплатные порты выполняют еще одну полезную функцию, говорит он. Как только люди начинают собирать произведения искусства, «в какой-то момент у вас заканчивается место на стенах», — говорит он. «Вам нужно сохранить что-то из этого».
Кроме того, хранение в свободном порту защищает произведения искусства от выцветания на солнце, которое льется в соседнее окно, или от случайного повреждения детьми, домашними животными или уборщицами, отмечает Дитл. По его словам, фрипорт — это место, куда нужно обратиться, «если вы хотите сохранить что-то действительно, действительно ценное, действительно, действительно безопасное».
Есть один существенный недостаток, заключающийся в том, что вам нужно отправиться во фрипорт, чтобы полюбоваться своим приобретением. «Недостатком является то, что вы не видите этого на своей стене», — признает Дитл.
Вот это интересно
В 2018 году один менеджер отдела искусства для богатых коллекционеров рассказала Национальному общественному радио, что ее клиенты хранят произведения искусства на сумму 300 миллионов долларов в различных фрипортах по всему миру.