Мона Лиза — известный пример картины с глазами, которые следят за вами. Как она это делает?
Должно быть, это поразило первых людей, которые заметили это: глаза на некоторых картинах, кажется, следят за вами. Мы уже давно знаем об этом странном явлении, и оно проникло в популярную культуру. Всевозможные мошенники могли следить за Скуби-Ду и бандой, оставаясь незамеченными, просто потому, что юные искатели приключений считают само собой разумеющимся, что глаза, которые следят за ними с картин, мимо которых они проходят, ненастоящие. «Картина Гарри Гудини с привидениями», которую вы можете приобрести, доводит иллюзию до самой крайней точки. TheМона Лиза так же известна своей странной способностью следить за вами глазами, как и своей загадочной улыбкой. А концептуальная арт-группа Flong создала роботизированную художественную инсталляцию с тревожным глазом, который действительно следует за вами по комнате — и моргает!
Мы все знаем, что некоторые картины как будто наблюдают за нами, но как именно это происходит? Почему это работает для некоторых картин, но не для других? Оказывается, это связано с тем, как создается картина, и отсутствием у холста третьего измерения, которое мы находим в реальной жизни. Благодаря элементам тени, света и перспективы, некоторые картины дают нам сверхъестественное ощущение, что за нами наблюдают. Это справедливо, если подумать об этом. Нам нравится смотреть на картины, почему они не должны смотреть на нас?
Прежде чем мы доберемся до сути этого явления, попробуйте провести небольшой эксперимент. Попросите друга стоять неподвижно и смотреть прямо перед собой. Теперь медленно обойдите своего друга, всегда держа его или ее глаза в поле зрения. Кажется, что они следят за вами? Нет? Ага, у нас есть подсказка. Так что эта оптическая иллюзия бывает только в искусстве, а не в реальной жизни.
Разгадка тайны
Голландский художник Рембрандт ван Рейн (вверху) был мастером воссоздания света и тени. Он также был довольно хорош в том, чтобы заставить глаза своих подданных следовать за вами.
Перспектива появилась в искусстве только в 14 веке. Итальянский архитектор по имени Филиппо Брунеллеско, который работал архитектором, наткнулся на перспективу, когда руководил строительством баптистерия в Сан-Джованни. После открытия Брунеллеско линейная перспектива — техника, в которой в качестве фокуса используется одна точка, — вошла в моду в искусстве. В линейной перспективе все линии на картине идут к общей точке (подумайте о железнодорожных путях, которые исчезают вдали), и это создает впечатление глубины и расстояния.
Пока художники не открыли перспективу, они полагались на высоту и ширину, чтобы придать своим работам размерность. Поэтому картины казались плоскими. Ранние художники могли только уменьшать или увеличивать объекты, чтобы создать видимость расстояния. Ранние египетские картины — хороший пример отсутствия перспективы.
Художники также используют свет и тень, чтобы создать иллюзию глубины. Свет демонстрирует близость поверхности к источнику света. Он выступает и, следовательно, отражает больше света. С другой стороны, тень обозначает область, которая закрыта или находится дальше от источника света. Если соединить свет и тень, создается иллюзия глубины — или длины, третьего измерения.
Современные художники владеют линейной перспективой и используют взаимодействие света и тени для создания картин, которые выглядят почти как живые. Но невозможно пройти мимо того факта, что среда, в которой работает художник, существует только в двух измерениях. В конечном счете, вся глубина, создаваемая перспективой, светом и тенью, — это трюк, оптическая иллюзия, и эта иллюзия порождает другие иллюзии, в том числе глаза на картине, которые следуют за вами.
Так как же это работает? По сути, происходит то, что свет, тень и перспектива, изображенные на картине, фиксированы, то есть они не смещаются. Помните, когда ваш друг смотрел вперед, а вы ходили из стороны в сторону? Его или ее глаза не следили за вами, потому что свет и тень, а также перспектива, которую вы видите, на самом деле меняются. Черты, которые были близки вам, когда вы стояли с одной стороны, становятся дальше, когда вы стоите с другой стороны. Поскольку элементы перспективы, света и тени зафиксированы в картине и не меняются, они выглядят практически одинаково, независимо от того, под каким углом вы на это смотрите.
Итак, если человек нарисован так, чтобы смотреть на вас, он или она будет продолжать смотреть, пока вы двигаетесь по комнате. Если человек нарисован смотрящим в сторону от вас, свет, тень и перспектива не должны позволять ему или ей когда-либо смотреть на вас, даже если вы переместитесь в ту точку, в которую человек был нарисован смотрящим.
В 19 веке человеку по имени Жюль де ла Гурнери впервые пришла в голову идея, что это явление можно доказать с помощью математики. Он был близок к этому, но только в 2004 году группа исследователей доказала эту идею. Используя изображение торса манекена, команда использовала компьютер, чтобы нанести на карту точки точек на туловище, которые казались близкими и далекими. Исследователи делали это под разными углами, в том числе под углом 90 градусов (глядя прямо на изображение).
Когда они сравнили точки, они обнаружили, что черты, которые казались далекими и близкими с одного ракурса, также выглядели так и с других ракурсов. Другими словами, расположение точек доказывает, что перспектива не сильно меняется, когда она зафиксирована на картине или фотографии. Конечно, это не относится к картинам в особняках с привидениями — глаза на этих картинах действительно следят за вами.