Вавилонские, шумерские и ассирийские астрономы, жившие в Месопотамской долине сотни лет до нашей эры, разработали календари, которые повлияли на более поздние римский юлианский и григорианский календари. Эти календари были основаны на фазах луны и были тесно связаны с религиозной жизнью культур, которые их разработали. Влияние месопотамских цивилизаций на мировое искусство составления календарей было далеко идущим, поскольку многие из разработанных ими методов были переняты будущими обществами.
Из различных культур, процветавших в Месопотамской долине, вавилоняне, по-видимому, оказали наиболее значительное влияние на составление календаря. Многие детали эволюции вавилонского календаря были утеряны на протяжении веков, но известно, что календарь был лунным по своей природе, имел систему пересчета, месяцы были разделены на семидневные единицы измерения, а дни состояли из двадцати четырех часов.
Поскольку эти ранние создатели календарей были пионерами в этой области, они одними из первых столкнулись с несоответствием между лунным и солнечным циклами — проблемой, которая потенциально могла сделать неэффективной любую календарную систему. Чтобы согласовать два естественных течения, вавилоняне разработали график, по которому периодически добавлялся дополнительный месяц.
Процесс интеркаляции, называемый iti dirig, поначалу казался довольно произвольным, но к 380 году до н.э. была принята официальная система добавления дополнительного месяца в третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы. Многие другие культуры, включая греческую, разработали аналогичные схемы интеркалирования, которые, возможно, черпали вдохновение из вавилонской модели.
Хотя происхождение недели было предметом многочисленных исследований и споров среди ученых со времен Плутарха (46-119 гг. н.э.), большинство сходится во мнении, что вавилоняне являются основным источником для обозначения недели в западном гражданском календаре. Многие исследователи также приходят к выводу, что вавилоняне изобрели неделю как часть своей религиозной практики. Они заметили, что все годы, месяцы и дни отражают естественные циклы, а неделя — нет. Это наблюдение привело к некоторым вопросам: Почему в неделе семь дней? Почему дни названы в честь небесных тел? Почему дни расположены не в соответствии с порядком расположения планет в Солнечной системе? С течением времени появилось множество предлагаемых решений этих затруднительных ситуаций.
Подробностей о вавилонском календаре немного, но некоторые известны. Похоже, что главным праздником было празднование Нового года, которое проходило весной в вавилонский месяц Нисану. В первый день фестиваля был заключен ритуальный брак между королем и верховной жрицей, которые символизировали суверенитет страны. В этот день вслух зачитывался вавилонский миф о сотворении мира (названный Энума элиш по его вступительным словам “Когда на высоте”). На пятый день совершались обряды Искупления. Во время Обрядов царь, как представитель народа, проходил ритуал унижения, чтобы искупить грехи народа перед богами. На седьмой день происходил Праздник Солнца, или весеннее равноденствие.