Мы склонны считать само собой разумеющимся роль восприятия художников в искусстве. Сюрреализм, абстракционизм, модернизм — ни один из них не основывается на визуальной реальности, но вместо этого на трактовке художником визуальной реальности, искажении или абстракции, присущих перспективе и замыслу.
Но так было не всегда. Было время, когда большинство изобразительного искусства стремилось к реализму. Великолепные портреты были истинным отображением человеческого предмета. Пейзажи были очень похожи на мир природы.
Хотя почти невозможно точно определить начало и конец художественных течений, кубизм представляет собой четкий, преднамеренный разрыв с искусством как визуальным реализмом. Вместо точности точки зрения кубисты стремились показать ее податливость. Впервые одно изображение может одновременно отражать несколько точек зрения.
Примерно с 1907 по 1914 год такие художники, как Пабло Пикассо, Жорж Брак, Фернан Леже, Хуан Грис и Диего Ривера, разбивали визуальный мир на геометрические фигуры, анализировали его под разными углами и собирали заново так, как считали нужным. В то время как более раннее искусство стремилось к глубине, картины кубистов привлекают внимание к двухмерности холста.
Абстракционизм в кубизме и его зависимость от внутренней воли художника над внешней визуальной реальностью проложили путь для более поздних художественных течений, таких как дадаизм (конец 1910-х — начало 1920-х), сюрреализм (начало 1920-х) и поп-арт (1950-е). Корни кубизма можно проследить до начала 1900-х годов в Париже, где два художника создавали то, что впоследствии стало новой формой искусства. Там они создали то, что, возможно, является самым влиятельным художественным движением 20-го века.
Это началось в 1907 году с Пабло Пикассо и Жоржа Брака.
Многие эксперты считают «Авиньонских девушек» Пикассо началом кубистической эстетики. На стиль сильно повлияло африканское искусство, которое Пикассо видел в этнографическом музее Парижа во Дворце Трокадеро [источник: Rewald]. Его фрагментированные, искаженные образы в нейтральных и синих тонах свидетельствовали о художественном движении, которое будет названо годом позже.
Однако кубизм появился как таковой только в 1908 году, и это было ответом на работы другого основателя движения, Жоржа Брака, на которые повлияли пейзажи Поля Сезанна. (По словам Сезанна, «Все в природе принимает форму сферы, конуса или цилиндра».) Когда искусствовед Луи Вокселль рассматривал новые пейзажи Брака 1908 года, такие как «Дома в Л’Эстаке», он сказал — возможно, насмешливо, возможно, нет — что они в основном представляют собой коллекциюкубики. Так началось движение «кубизм», которое всерьез развивалось, в основном в Париже, до 1914 года.
Пикассо и Брак, признанные основателями движения и центральные на протяжении его существования, стояли у истоков того, что включало в себя самых известных художников начала 20-го века. На первой официальной «кубистической» выставке в Зале 41 в Париже в 1911 году были представлены работы Робера Делоне, Альберта Глейза, Фернана Леже, Анри Ле Фоконье и Жана Метцингера. (Пикассо, Брак и Хуан Грис, другой известный кубист, заметно отсутствовали на мероприятии, поскольку их арт-дилер не позволил им выставляться в зале 41.)
Кубизм быстро развивался с момента своего создания в 1907 году. Раннее использование монохромных тонов и отдельных материалов уступило место мультимедийным текстурам, ярким цветам и сочетаниям слов и изображений. Ранняя реконструкция разбитых изображений в грубо узнаваемую форму уступила место едва разборчивым сюжетам, часто компиляциям изображений и слов, которые передавали общий смысл, а не прямое представление.

Эволюция кубизма отмечена двумя фазами. Первый часто называют «Аналитическим кубизмом».
Аналитический и синтетический кубизм
Самый популярный период кубизма пришелся на период с 1907 по 1914 год, хотя эстетика продолжалась и в 1930-х годах. Ранние кубистические работы, примерно те, которые были созданы между 1907 и 1912 годами, были частью стадии, известной как аналитический кубизм. Более поздняя стадия, синтетический кубизм, длилась примерно с 1913 по 1920 год.
В аналитических картинах кубистов предметы, как правило, были хотя бы отчасти узнаваемы. «Авиньонские девицы» Пикассо 1907 года и «Большая обнаженная» Брака 1908 года явно изображают женские формы. В его «Арлекине» 1909 года узнаваем человек. Эти ранние кубистические работы часто состояли из приглушенных тонов. «Разрушая» или анализируя образы, они все же сохраняли некоторые остатки визуального реализма. Картины часто были более детализированными, с изображениями, собранными плотно к центру работы, становясь более редкими к краям. Приглушенные цвета привлекли внимание к тонкому смещению перспективы, которое воплощало точку зрения художника.
Синтетический кубизм довел движение до крайности — исчезло всякое ощущение трехмерности. Вместо того, чтобы разбивать и собирать грани исходного изображения, речь шла о синтезе совершенно новых, обширных структур. Иногда объект был узнаваем как единая структура; в других случаях он был едва различим. Вместо этого художники начали использовать методы коллажа; наложение различных материалов; и включение слов, графики и узоров для достижения желаемого тематического результата. Цвета стали намного ярче, геометрические формы более четкими, а текстуры начали появляться с добавками, такими как песок, бумага или гипсокартон. «Ваза с фруктами» Пикассо и «Бутылка, газета, трубка и стакан» Брака выполнены в синтетическом стиле.
Историки искусства различают аналитическое и синтетическое, что указывает на развитие кубистического движения. В конце концов, временные рамки анализа и синтеза довольно гибкие. Работы, частично соответствующие аналитической эстетике, были созданы после 1912 года, а картины с элементами синтетического кубизма относятся к началу движения.
Пикассо и Брак считаются основателями кубизма, и их работы занимают центральное место в движении в целом. Однако они не единственные важные кубисты.
Художники-кубисты
Двумя наиболее влиятельными участниками кубистического движения были Пабло Пикассо и Жорж Брак, которые также считаются его основателями. Однако, поскольку их жизни были так переплетены на парижской арт-сцене, определение того, кто из них на самом деле основал движение, является предметом дискуссий.
Жорж Брак (1882-1963), родившийся в деревне Аржантей, Франция, происходил из рода художников. После провала в художественной школе в 1899 году он стал учеником художника. На его ранние работы в значительной степени повлияли фовисты и Анри Матисс. В 1907 году он впервые познакомился с работами Сезанна, познакомился с Пикассо и начал писать пейзажи, которые назвали бы его основателем кубистического движения. Среди его самых известных кубистических работ — «Большая обнаженная» (1908), «Дома в Л’Эстаке» (1908), «Скрипка и кувшин» (1910) и «Человек с гитарой» (1911).
Вот Брак, по его собственным словам:
Я больше ни во что не верю. Объекты не существуют для меня, кроме как в той мере, в какой существует связь между ними или между ними и мной. Когда человек достигает этой гармонии, он достигает своего рода интеллектуального небытия — то, что я могу описать только как состояние покоя, — которое делает все возможным и правильным. Тогда жизнь становится постоянным откровением. Это настоящая поэзия.
После ранения в Первой мировой войне Брак начал отходить от эстетики кубизма, в конечном итоге создав такие работы, как «Натюрморт» (1932) и «Les Oiseaux» (1953).
Художник испанского происхождения Пабло Пикассо (1881-1972), вероятно, самый известный художник 20-го века и один из немногих в истории, имя которого в свое время было нарицательным. Изучив искусство в Барселоне, он в 1904 году переехал в Париж, где стал центральной фигурой на растущей арт-сцене.
Его творчество прошло через несколько хорошо известных, хорошо изученных фаз, включая Голубой период (1901-1904), Розовый период (1904-1906) и, начиная с 1907 года, кубизм. Многие считают, что его «Авиньонские девицы» положили начало кубистическому движению, хотя писательница и поклонница искусства Гертруда Стайн назвала его работу 1909 года в Орта-де-Сан-Хуан на юге Испании (например, «Водохранилище в Орта-де-Эбро») первыми настоящими кубистическими произведениями искусства.
Некоторые из репрезентативных кубистических работ Пикассо включают «Автопортрет» (1907), «Женщина с мандолиной» (1910) и «Три музыканта» (1921). Более ранние работы включают «Трагедию» (1903) и «Мальчика с трубкой» (1905), в то время как более поздние работы включают «Мечту» (1932) и скульптурные фигуры, такие как гигантская голова в чикагском парке Дейли.
Другие художники также внесли значительный вклад в канон кубизма, в том числе Фернан Леже, Хуан Грис, Роберт и Соня Делоне, Диего Ривера и Марсель Дюшан.
Движение кубизма, обычно связанное с живописью, не ограничивалось одним средством. Скульпторы Александр Архипенко, Раймон Дюшан-Вийон и Жак Липшиц, а также архитектор Ле Корбюзье (формально Шарль-Эдуард Жанне-Гри) раскрывают влияние кубизма за пределами области живописи. Кубистический стиль формировал искусство до Второй мировой войны. Несмотря на то, что он потерял известность, он повлиял на произведения сюрреализма и поп-арта и продолжает влиять на современное искусство по сей день.
Как однажды сказал Пабло Пикассо: «В кубизме, в конце концов, важно то, что человек хотел сделать, какое у него было намерение. И это невозможно нарисовать».