Ганс Гольбейн и его картина «Послы»

На первый взгляд, Послы Ганса Гольбейна Младшего кажется довольно простым портретом 16 века. Двум достойным внимания европейцам — французским дипломатам, базирующимся в Лондоне, — пришлось выглядеть как можно лучше. Стоя высокие и гордые в павлиньих церемониальных одеждах, они окружают себя ценными вещами, указывающими на их положение: персидские ковры и миниатюрные глобусы говорят о том, что они много путешествовали, а музыкальные инструменты и солнечные часы намекают на интерес к искусству и науке.

По меркам жанра, с которым работал Гольбейн, и нашим представлениям о времени, в котором он жил, в его картинах нет ничего особенно необычного. То есть до тех пор, пока вы не присмотритесь поближе к переднему плану, где обнаружите — наложенный впереди и сверху наших послов и их вещей — странный, продолговатый предмет. Нарисованный с совершенно другой точки зрения, чем остальная часть картины, он почти неразличим для зрителя и выглядит почти так, как будто он врезался в композицию из другого измерения.

Послы можно увидеть в Национальной галерее в Лондоне, и зал, в котором он был выставлен, не похож ни на один другой. Вместо того, чтобы любоваться картиной в лоб, большинство посетителей толпятся в ее правом нижнем углу. С этой искаженной перспективы послы больше не различимы, но форма на переднем плане теперь ясно видна и репрезентативна. Объект, как оказалось, представляет собой человеческий череп, праздно лежащий на ножке стола, прямо между двумя послами.

Череп в Послы представляет собой визуализацию высказывания memento mori. Гансу Гольбейну удалось изобразить смерть такой, какой она предстала в жизни: скрытой, но вездесущей. Точно так же, как смерть может застать нас врасплох в моменты, когда мы меньше всего этого ожидаем, точно так же мы не видим черепа на картине, несмотря на то, что он прячется у всех на виду. Только когда мы узнаем о его присутствии, мы начинаем корректировать свое видение и переоценивать то, что видели ранее. В процессе картина приобрела совершенно иной смысл.

Ганс Гольбейн и его картина Послы

Прежде всего, присутствие черепа реконтекстуализирует наши мысли о послах и их изысканных принадлежностях. Возникают уже две новые интерпретации образа. С одной стороны, послы, одетые в свои павлиньи церемониальные одежды, позирующие рядом со своими вещами, выглядят довольно несимпатично, как будто их мысли сосредоточены на богатстве и влиянии, а не на том, что действительно важно. С другой стороны, можно утверждать, что некоторые из этих занятий, например их преданность искусствам и наукам, на самом деле отгоняют смерть — и их страх перед ней.

Учитывая, что личным девизом одного из натурщиков Гольбейна было memento mori, второе толкование кажется более подходящим. Вместо того, чтобы забыть о собственной смертности, послы продолжают осознавать неизбежность смерти. Осознание смиряет их и заставляет пересмотреть свои приоритеты. В то же время понятие смерти сводится от надвигающейся угрозы к тому, что выглядит как пятно на стекле или — в глазах современной публики — пятно на линзе.

Череп и то, как его нарисовал Ганс Гольбейн, многое говорит о наших отношениях со смертью. Хотя и послов, и череп можно рассматривать под разными углами, смотреть на оба изображения одновременно невозможно. Концептуально это означает, что, хотя памятование о смерти может быть полезным, оно также заставляет нас забыть о жизни, которая разворачивается вокруг нас. Неясно, намеревался ли Гольбейн добавить свой собственный критический взгляд на memento mori. Тем не менее, это свидетельство того, что на эту удивительную картину можно смотреть по-разному.

Чтобы потом легко найти этот материал сохраните его у себя на страничке социальной сети:
error: Content is protected !!